Историческая справка
Атомная подводная лодка К-56 проекта 675 заложена 30 мая 1964 года на стапеле завода им. Ленинского комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре.
Название подводной лодке перешло от «С-56», совершившей в 1943 году переход с Тихоокеанского на Северный флот, где добилась звания Гвардейской Краснознаменной благодаря мастерству, храбрости и воли к победе своего экипажа. Решением Советского правительства новым атомным подводным лодкам присваивали названия субмарин, участвовавших в Великой Отечественной войне и их гвардейские звания.
10 августа 1965 года была спущена на воду (выведена из цеха).
2 ноября 1965 – 21 марта 1966 года — на подложке проводились швартовые испытания.
14 апреля – 26 августа 1966 года — проведение государственных испытаний.
26 августа 1966 года — подписан приемный акт и К-56 вступила в строй.
9 сентября 1966 года зачислена в сосав КТОФ. Вошла в состав 26 ДиПЛ КТОФ с базирование на бухту Павловского.
7 января 1967 года включена в состав сил постоянной готовности.
1 ноября 1967 года за успехи в социалистическом соревновании и в честь 50-летия Октября награждена переходящим Красным Знаменем Военного Совета КТОФ. Знамя торжественно вручено на собрании 26-й ДиПЛ членом Военного Совета КТОФ начальником политуправления адм. Захаровым М. Н. 3 ноября 1967 г.
1967 – 1973 г. г. — выполняла различные задачи боевой службы.
Обстоятельства аварии
14 июня 1973 года. После успешного завершения программы экспериментальных ракетных стрельб с крылатыми ракетами, полным надводным ходом следуя в базу в надводном положении, столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг», получила пробоину легкого и прочного корпусов в районе носовой переборки II отсека. Ценой собственной жизни командир БЧ-5 капитан 2-го ранга Леонид Пшеничный и еще 26 моряков, изолировавшие себя во втором аварийном отсеке, спасли подводку от гибели. Они выполнили свой долг до конца. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором из-за попадания морской воды в аккумуляторные баки, потом отсек окончательно затопило. Было принято решение о посадке ПЛ на береговую отмель, что дало возможность спасти ее и порядка 140 членов экипажа от гибели. ПЛ на понтонах отбуксировали в дом в Чажму.
июнь 1973 г. – 19 февраля 1974 г. — аварийно-восстановительный ремонт на ДВЗ «Звезда».
14 июля 1077 года. В полигоне БП на глубине около 100 м произошло разрушение бандажа обмотки носового якоря турбогенератора ПБ и выброс пламени и дыма в отсек, вызвавший незначительную задымленность. ПЛ всплыла в надводное положение, турбогенератор ПБ был отключен, отсек провентилирован в атмосферу.
23 июля 1977 года. Выполнила ракетную стрельбу 2-я ракетами за одно всплытие с оценкой «отлично».
25 июля 1977 года. Переклассифицирована в БПЛ.
июль 1977 года. Завоевала приз ГК ВМФ и 1-е место в ВМФ по ракетной подготовке.
1977 год. Была установлена негерметичность реактора ПБ. Негерметичность устранена без постановки в завод.
15 января 1978 года. Переклассифицирована в КрПЛ.
январь 1978 г. – февраль 1979 г.. Произведена перезарядка активных зон реакторов на СРЗ-30 в бухте Чажма.
2 марта 1979 г. – 28 сентября 1986 г. Проходила модернизацию по проекту 675мК на ДВЗ «Звезда» (г. Владивосток).
29 сентября 1986 г. Подписан приемный акт. Вступила в строй. Председатель госдарственной комиссии кап. 1р. Герасимов И. К.
2 ноября 1986 г. Прибыла к новому месту базирования в залив Владимира в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ. По некоторым данным покинула Большой Камень в 1985 году.
13 апреля – 30 ноября 1988 г. Выполнила задачи боевой службы продолжительностью 224 суток с маневренным базированием в ПМТО Камрань (Вьетнам) с 1 мая по 14 ноября 1988 года.
21 апреля 1989 г. На стоявшей у пирса ПЛ произошло возгорание устройства ЗУК 3500-330 ПБ в VIII отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя из системы ВПЛ, а затем и ЛОХ.
1991 год. Принято решение об использовании ПЛ в районах БД и БП. В соответствии с директивой ГК ВМФ подлежала списанию в 1992 г. Входила в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ (с 8 апреля 1994 г. — 4-я ЭскПЛ) КТОФ (п. Ракушка, Приморский край).
28 апреля 1992 г. Отнесена к подклассу АБПЛ. Присвоен новый тактический номер Б-56.
3 июля 1992 г. Исключена из состава ВМФ. Поставлена на прикол в заливе Владимира (п. Ракушка, Приморский край).
1994 г. Переформирована в состав 129-го ДнПЛ 4-й ЭскПЛ ТОФ с прежним местом базирования.
май 1996 г. Переформирована в состав 8-й отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Приморской Флотилии Разнородных сил ТОФ (бухта Павловского, Приморский край). Хранилась на плаву в бухте Павловского.
4 декабря 1997 г. АКрПЛ К-152 проекта 971 унаследовала гвардейский Андреевский флаг от АБПЛ Б-56.
2007 г. Находилась на отстое в бухте Павловского. Проведены мероприятия для подготовки корабля для буксировки на ДВЗ «Звезда» для последующей утилизации.
3 июня 2007 г. Отбуксирована на ДВЗ «Звезда» (Большой Камень для утилизации.
6 июля – 5 августа 2007 г. Произведена выгрузка ОЯТ на ДВЗ «Звезда».
2008 г. Расформирован экипаж. Утилизирована.
Всего с момента постройки К-56 прошла 124 649 миль за 16 232 ходовых часа.
Список погибших на АПЛ К-56
Абрамов Анатолий Филиппович
лейтенант
Ахмадеев Саламьян Занулович
матрос
Батищев Владимир Григорьевич
инженер-капитан-л-нт
Боцуро Геннадий Васильевич
капитан-лейтенант
Васильченко А. М.
капитан-лейтенант
Вахрушев Борис Михайлович
мичман
Горюнов Николай Тихонович
мичман
Донских Виктор Михеевич
мичман
Дрюков Петр Алексеевич
капитан 3 ранга
Климашевский Иван М.
капитан м/с
Климентьев Валерий Семенович
капитан-лейтенант
Логвинов
специалист объединения «Электросила»
Логинов Анатолий Ф.
капитан 1 ранга
Лысенков Александр Сергеевич
главный старшина
Людвиков Валерий Афанасьевич
ст. лейтенант
Марков Анатолий Васильевич
инженер ст. лейтенант
Пеньков Анатолий Васильевич
капитан-л-нт
Пшеничный Леонид Матвеевич
капитан 2 ранга
Самохвалов Валерий Николаевич
мичман
Седых Владимир Алексеевич
матрос
Семенычев Павел Васильевич
мичман
Сучков Ленислав Филиппович
капитан 1 ранга
Тельнов Николай Иванович
инженер ЦНИИ «Гранит»
Цветков Сергей Сергеевич
капитан-л-нт
Чмир Владимир Сергеевич
старшина 1 статьи
Шамаев В. Б.
матрос
Якус Владимир Алексеевич
капитан 3 ранга
Основные характеристики
Тип корабля
Крейсерская ДПЛ
Обозначение проекта
серия XIV, тип «К — Крейсерская»
Скорость (надводная)
22,5 узла
Скорость (подводная)
10,5 узла
Рабочая глубина погружения
80 м
Предельная глубина погружения
100 м
Автономность плавания
50 суток
Экипаж
67 человек
Размеры
Водозамещение надводное
1 490 т
Водозамещение подводное
2 104 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
97,65 м
Ширина корпуса наиб.
7,4 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
4,4 м