Историческая справка

К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1 027 метров (4 августа). Погибла в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.

Конструктивно лодка была двухкорпусной, одновальной. Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав. Легкий корпус также был выполнен из титановых сплавов и состоял из 10 бескингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых надстроек и ограждений выдвижных устройств. Тщательно отработанные внешние обводы легкого корпуса снижали гидродинамическое сопротивление. Снаружи легкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля.

В средней части прочный корпус имел форму цилиндра диаметром 8 метров, в носовой и кормовой оконечностях цилиндр сопрягался с усеченными конусами, заканчивающимися сферическими переборками. Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями.

Прочный корпус разделен на семь отсеков:

  • 1-й — торпедный, разделённый двумя палубами. На верхней палубе размещались казённые части ТА, торпедные стеллажи и часть аппаратуры связи, а на нижней — аккумуляторная батарея на 112 элементов;
  • 2-й — жилой, разделённый двумя палубами. Вверху были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, внизу — каюты личного состава. В трюме размещались провизионная кладовая, ёмкости с пресной водой и электролизная установка;
  • 3-й — центральный пост, разделённый двумя палубами, на верхней из которых были расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс, а на нижней находился аварийный дизель-генератор;
  • 4-й — реакторный. В нём располагалась паропроизводящая установка со всем оборудованием и трубопроводами первого контура;
  • 5-й — отсек вспомогательных механизмов, обеспечивающих функционирование системы охлаждения;
  • 6-й — турбинный отсек. В его диаметральной плоскости располагался главный турбозубчатый агрегат, а по бокам — два автономных турбогенератора и два главных конденсатора;
  • 7-й — кормовой. По нему проходила линия главного вала и размещались приводы рулей.

Второй и третий отсеки ограничивались поперечными переборками, рассчитанными на давление до 40 кгс/см² («отсеки-убежища» или «зона спасения»). Лодка имела систему воздушно-пенного и объёмного химического пожаротушения.

Лодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении РПКСН от подводных лодок вероятного противника. Входила в состав 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота, в которую также входили подводные лодки с титановыми корпусами: «лодки-автоматы» проекта 705 и многоцелевые субмарины проектов 945 и 945А. Всего выполнила 3 боевых службы.

18 января 1984 года включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок Краснознаменного Северного флота.

14 декабря 1984 года К-278 прибыла в место постоянного базирования — Западная Лица. Опытная эксплуатация корабля велась под руководством командующего 1-й флотилией подводных лодок.

29 июня 1985 года корабль вышел в первую линию — вошёл в число постоянно боеготовых кораблей.

4 августа 1985 года лодка под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.

В 1986 году К-278 успешно выполнила проверку пороховой системы аварийного всплытия с глубины 800 метров.

С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы.

В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация, К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль выполнил задачи второй боевой службы.

31 января 1989 года лодка получила наименование «Комсомолец».

28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е. А. Ванина. Основной экипаж «К-278» остался на берегу.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа.

Место гибели АПЛ «Комсомолец»
Место гибели АПЛ «Комсомолец»

Обстоятельства аварии

7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов.

11:02 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования (масляных сепараторов). Сразу же появились первые жертвы: погиб вахтенный матрос 7-го отсека Нодари Бухникашвили.

11:12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ (лодочной объёмной химической системы пожаротушения) не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки, и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Несший вахту в 6-м отсеке мичман Владимир Колотилин также погиб. Остался открытым вопрос, почему команда на перекрытие магистралей ВВД и гидравлики, идущих в крайний 7-й отсек, так и не была отдана. Также не была произведена герметизация переборок.

11:16 К-278 всплыла на поверхность. Первоначально лодка имела нулевой крен и нулевой дифферент, но уже через 1—2 минуты после всплытия из-за того, что горячие газы из 7-го отсека продолжали продувать цистерну главного балласта правого борта через разорванный трубопровод, возник крен на левый борт 4—6°. Горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.

11:23 — крен на левый борт достиг 8°.

11:37 был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза, в 12:19. Горячий воздух из 7-го отсека продолжает поступать в цистерну главного балласта № 10 правого борта и продувать её, что приводит к увеличению крена на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА), однако в экипаже уже появились жертвы.

11:54 Экипаж лётчика майора Геннадия Петроградского подняли по тревоге, которая была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку и просьбы командира подводной лодки в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы. У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала.

12:43 Петроградский оторвал свой ИЛ-38 от взлётной полосы. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это при том, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры.

13:20 командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии.

14:20 Командир воздушного корабля установил связь с командиром подводной лодки. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать.

14:40 Пробив нижнюю кромку облаков, экипаж самолёта ИЛ-38 установил визуальный контакт с К-278. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость — 5—6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков; тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.

14:50 К этому времени в воздухе находились уже три самолёта. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота. Экипаж майора Петроградского начал сложную работу. Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов.

15:20 На лодке продолжалась борьба с огнём. Её командир постоянно держит связь через самолёты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара, на нём заглушили реактор.

16:00 Командир подлодки неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.

16:35 Лётчики вдруг заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.

16:38 Наблюдается дифферент на корму и крен на правый борт.

16:40 По кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации экипажа с лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился.

16:44 Дифферент ещё больше, вода подступила к основанию боевой рубки.

16:47 Боевая рубка наполовину скрылась в воде.

16:50 Командир подлодки передаёт радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17:00 Рядом с лодкой показались два развёрнутых аварийно-спасательных плота, на двадцать человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.

17:08 К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами 73°43′17″ с. ш. 13°15′51″ в. д. и опустилась на глубину 1658 метров. В воде оказалось около шестидесяти человек. Пятеро моряков, включая командира К-278 Е. А. Ванина, успели забраться в ВСК, но после всплытия камеры от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море мичмана Сергея Черникова, после чего через открытый люк смог самостоятельно выбраться лишь мичман Виктор Слюсаренко. Камера из-за притока через люк забортной воды затонула. Внутри прочного корпуса подводной лодки остался капитан 3-го ранга А. М. Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора.

17:10 Поднят по тревоге поддежуривающий экипаж майора Александра Волкова. Задача — сменить в районе бедствия экипаж майора Петроградского. В течение 50 минут было снято вооружение и подвешены спасательные контейнеры (КАС). По прибытии в район снизились до высоты 30 метров. Задача — наводить спасательные средства на все обнаруженные в воде предметы и людей. Ушли из района по остатку топлива с наступлением темноты.

18:20 к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков.

В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили.

16 тел погибших были подняты на борт подошедших кораблей, на борту умерли ещё трое из тридцати спасённых. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А. М. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н. О. Бухникашвили — на борту корабля, тела трех членов экипажа, включая командира корабля Е. А. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей.

12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного знамени.

Реактор лодки был надежно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето-торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием.

В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.

День памяти погибших подводников

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников, и, наряду с Днём подводника, стала поводом ещё раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ РФ и другие неравнодушные люди возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященным подвигу героев подводного флота страны.

Экипаж

За мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении воинского долга, члены экипажа подводной лодки «Комсомолец» награждены Орденом Красного знамени.

Аванесов Олег Григорьевич

капитан 2 ранга (посмертно)

Анисимов Юрий Николаевич

мичман

Апанасевич Игорь Олегович

старший матрос (посмертно)

Бабенко Валентин Иванович

капитан 2 ранга (посмертно)

Богданов Сергей Петрович

старший лейтенант

Бондарь Сергей стефанович

мичман (посмертно)

Бродовский Юрий Анатольевич

мичман (посмертно)

Буркулаков Талант Амитжанович

капитан 1 ранга (посмертно)

Бухникашвили Надари Отариевич

старший матрос (посмертно)

Валявин Михаил Николаевич

мичман (посмертно)

Ванин Евгений Алексеевич

капитан 1 ранга (посмертно)

Верезгов Александр Геннадьевич

капитан-лейтенант

Вершило Евгений Эдмундович

старший матрос (посмертно)

Волков Николай Алексеевич

капитан-л-нт (посмертно)

Володин Александр Васильевич

капитан 3 ранга (посмертно)

Геращенко Василий Владимирович

мичман

Головченко Сергей Петрович

старшина 2 ст. (посмертно)

Грегулев Виталий Анатольевич

капитан-лейтенант

Григорян Семен Рубенович

мичман

Грундаль Алексей Александрович

матрос (посмертно)

Дворов Сергей Александрович

капитан-лейтенант

Еленик Михаил Анатольевич

старший мичман (посмертно)

Елманов Владимир Иванович

капитан 3 ранга

Заяц Леонид Антонович

ст. лейтенант мед. службы

Зайцев Андрей Валерьевич

лейтенант

Замогильный Сергей Васильевич

мичман (посмертно)

Зимин Вадим Владимирович

лейтенант (посмертно)

Испенков Анатолий Матвеевич

капитан 3 ранга (посмертно)

Каданцев Владимир Сергеевич

мичман

Калинин Игорь Викторович

капитан-лейтенант

Капуста Юрий Федорович

мичман (посмертно)

Ковалев Геннадий Вячеславович

мичман (посмертно)

Кожанов Александр Петрович

мичман

Козлов Юрий Владимирович

матрос

Колотилин Владимир Васильевич

мичман (посмертно)

Коляда Борис Григорьевич

капитан 1 ранга

Кононов Эдуард Дмитриевич

мичман

Копейка Александр Михайлович

мичман

Корытов Андрей Юрьевич

матрос

Краснобаев Александр Витальевич

мичман (посмертно)

Краснов Сергей Юрьевич

матрос (посмертно)

Кулапин Владимир Юрьевич

матрос (посмертно)

Максимчук Юрий Иванович

капитан 3 ранга (посмертно)

Манякин Сергей Петрович

капитан 3 ранга (посмертно)

Марков Сергей Евгеньевич

старший лейтенант (посмертно)

Махота Андрей Владимирович

Лейтенант

Михалев Андрей Вячеславович

матрос (посмертно)

Молчанов Игорь Александрович

лейтенант (посмертно)

Науменко Евгений Владимирович

капитан-лейтенант (посмертно)

Нахалов Сергей Васильевич

мичман (посмертно)

Нежутин Сергей Александрович

капитан-лейтенант (посмертно)

Орлов Игорь Семенович

капитан-лейтенант

Парамонов Юрий Николаевич

капитан-лейтенант

Подгорнов Юрий Павлович

прапорщик

Савин Артур Георгиевич

старший матрос

Слюсаренко Виктор Федорович

мичман

Смирнов Михаил Анатольевич

капитан-лейтенант (посмертно)

Сперанский Игорь Леонидович

капитан-лейтенант (посмертно)

Степанов Андрей Леонидович

лейтенант

Суханов Валерий Иванович

старший матрос (посмертно)

Ткач Владимир Власович

старший мичман (посмертно)

Ткачев Виталий Фелорович

матрос (посмертно)

Третьяков Анатолий Викторович

лейтенант

Федотко Константин Анатольевич

лейтенант

Филиппов Роман Константинович

матрос (посмертно)

Черников Сергей Иванович

мичман (посмертно)

Шинкунас Стасис Клеменсович

старший матрос (посмертно)

Шостак Александр Александрович

лейтенант (посмертно)

Основные характеристики

Тип корабля

ПЛАТ

Обозначение проекта

685 «Плавник»

Разработчик проекта

ЦКБ-18

Главный конструктор

Н. А. Климов,
Ю. Н. Кормилицин

Классификация НАТО

«Mike»

Скорость (надводная)

11 узлов

Скорость (подводная)

31 узел

Рабочая глубина погружения

1000 м

Предельная глубина погружения

1250 м

Автономность плавания

180 суток

Экипаж

60 человек, из них 31 офицер

Размеры

Водозамещение надводное

5880 т

Водозамещение подводное

8500 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

110 м

Ширина корпуса наиб.

12,3 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

9,5 м

Закрыть меню