Историческая справка
Атомная подводная лодка К-8 была заложена 9 сентября 1957 года на стапеле цеха №42 ССЗ №402 в городе Молотовск как КрПЛ.
Спущена на воду 31 мая 1959 года. Входила в состав 339-ой бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ Беломорской флотилии.
Вошла в состав Северного флота 31 августа 1960 года.
13 октября 1960 года, через полтора месяца после принятия подводной лодки на вооружение, в Баренцевом море произошла авария: в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, произошла утечка теплоносителя. Экипаж был вынужден перейти на резервную систему охлаждения, чтобы предотвратить расплавление активной зоны реактора. Тем не менее, произошёл выброс радиоактивного газа, в результате которого у троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, многие члены экипажа получили дозы от 1,8 до 2 Зиверт (180…200 бэр). В дальнейшем, до капитального ремонта, связанного с заменой парогенератора на заводе «Звёздочка» в августе 1966 года — июле 1968 года, подобные разрывы имели место ещё дважды:
1 июня 1961 года, во время отработки задач боевой подготовки. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения.
8 октября 1961 года, во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора.
Подобные аварии были связаны с большой протяжённостью трубопроводов контуров реактора и часто происходили на атомных подводных лодках первого поколения.
1961 – 1970 г. г. — выполняла различные задачи боевой службы.
6 апреля 1970 года КрПЛ была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Ее задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам.
Обстоятельства аварии
8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту «К-8». Произошло короткое замыкание в силовой сети 380 вольт 50 герц. По свидетельству очевидцев, звук при этом был такой силы, будто взорвались гранаты. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в центральный пост прибыли весь командный состав лодки и ее командир. Началась борьба за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке. Еще через пять минут лодка всплыла в надводное положение. Далее пожар стал распространяться по воздуховодам.
На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки «К-8»: инженер-капитан 3-го ранга В.Г. Хаславский, инженер-капитан-лейтенант А.С. Чудинов, инженер-капитан-лейтенант А.В. Поликарпов и старшие инженер-лейтенанты Г.В. Шостаковский и Г.Н. Чугунов. Видя, что пламя вот-вот ворвется в пост главной энергетической установки, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчет главной энергетической установки ценой своих жизней сделал главное — предотвратил возможность теплового взрыва.
9 апреля 1970 год. Весь личный состав 4 отсека выведен на мостик через 3 отсек. Израсходовав запас воздуха в ИДА, погибли от угарного газа 15 человек. В живых чудом остались четверо, в том числе и ст.1ст. Ильченко Ю., который и рассказал о подвиге корабельного врача. В 2 часа ночи был отдраен люк 8 отсека и выведено 4 человека, вынесено 13 погибших от отравления окисью углерода. К 4 часам утра выведен весь личный состав кормовых отсеков, в дальнейшем эти отсеки не осматривались, их состояние осталось неизвестным. КрПЛ оставалась в дрейфе без связи, были загазованы отсеки с третьего по девятый. На перекличке выяснилось, что в результате пожара погибло 30 человек. Личный состав расположился в первом и втором отсеках, часть на верхней палубе. Неизвестна была судьба мичмана Посохина С. Кто-то вспомнил, что перед эвакуацией видел Посохина в отсеке. Тотчас отдраили верхний люк, а через несколько минут мичман вылез на верх живой и здоровый. Он один несколько часов боролся с пожаром в горящем отсеке. В 14.15 на горизонте появилось судно. Был подан сигнал пятью красными ракетами. Подошедший сухогруз оказался канадским «Clyvde Ore». Приблизившись к лодке на 15 кбт., канадское судно обошло её по дуге и, развернувшись на прежний курс, не оказав помощи терпящей бедствие подводной лодке, полным ходом удалилось. Для поддержания дифферента была в первый раз продута кормовая группа ЦГБ.
10 апреля 1970 год. Только через 30 часов после начала аварии КрПЛ случайно обнаружило болгарское судно «Авиор» с советским капитаном наставником на борту. Через его радиостанцию в Варну было передано сообщение об аварии. Из Варны сигнал об аварии был передан в Москву, таким образом в ГШ ВМФ стало известно об аварии. На помощь КрПЛ были посланы: ПЛ К-83 проекта 629, Б-109 и Б-413 проекта 641, судно разведки «Харитон Лаптев», гидрографические суда «Лотлинь» и «Гирорулевой», БРК «Бойкий», буксир «СБ-38» и киллектор КИЛ-22. К 17.00 на «Авиор» была переправлена группа экипажа из 43 человек, не занятых ликвидацией аварии. В 18.30 были ещё раз продуты кормовые балластные цистерны. Положение КрПЛ было тяжёлым: запас ВВД был на исходе, пополнение его не было возможности, поскольку КрПЛ была обесточена, дифферент на корму постоянно нарастал, погода ухудшалась, запас баллонов для ИДА также был израсходован.
11 апреля 1970 года. В 3 часа утра к КрПЛ подошёл теплоход «Саша Ковалёв». В 04.20 – теплоход «Комсомолец Литвы», а чуть позже – «Касимов». К середине дня подводники с «Авиора» перешли на «Касимов». «Комсомолец Литвы» в это время безуспешно пытался завести буксирный конец на ПЛА. Мешала волна 5-6 баллов. В 19.00 это удалось, но трос буквально сразу лопнул. К этому времени вся кормовая надстройка КрПЛ от 8 отсека была постоянно в воде. В 19.00 из Североморска вышли плавбаза «Волга» с экипажем КрПЛ К-5 и руководителем операции по спасению — начальником штаба 1-й флотилии контр-адм. Михайловским А.П. и крейсер «Мурманск» с командующим флотом на борту. В 22.10 в носовых отсеках стало невозможно находиться – угарный газ поступал через неплотности переборок. Еще 30 моряков были эвакуированы на «Касимов». На лодке остались 22 человека, которые разместились в ограждении рубки. Волна проходя от кормы в нос, заливала уже всю надстройку вплоть до 1 отсека. Дифферент составлял 3-7 гр. на корму.
12 апреля 1970 года. В 02.40 к КрПЛ подошел КРТР «Харитон Лаптев». В 06.13 второй помощник судна «Касимов» заметил красную ракету с направления, где была ПЛА, а радиолокационная отметка от КрПЛ стала быстро исчезать. Через минуту раздались два гидравлических удара, свидетельствующие о гибели лодки. В 06.35 суда подошли в точку гибели, но поднять на борт в условиях шторма удалось лишь тело одного погибшего – командира 2-го дивизиона БЧ-5 кап.3р. Рубеко В.П. Было также обнаружено тело командира ПЛ кап.2р.
Бессонова В.Б., но поднять его не удалось – труп ушел под корпус «Харитона Лаптева». Подлодка затонула на глубине 4125 метров от потери продольной остойчивости. Определенную роль в невозможности длительного удержания КрПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта — через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, которые постепенно заполнялись водой и КрПЛ теряла запас плавучести. Причины пожара остались неизвестны. Наиболее вероятная – короткое замыкание в кабельных трассах. Наиболее вероятная причина затопления отсеков – выгорание кабельных уплотнений и поступление воды через уплотнение дейдвудных сальников. Погибло 52 человека, из которых 30 отравились продуктами горения и 22 погибли в результате затопления ПЛА. На борту ПЛА затонуло 4 торпеды с ядерным боезапасом.
Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.
На подошедшей к месту трагедии плавбазе «Волга» оставшиеся в живых члены экипажа были доставлены в Североморск, где уже работала Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На однотипной АПЛ «К-181» спасённые члены экипажа для восстановления ситуации полностью проиграли весь ход событий на «К-8», что существенно помогло понять ход развития аварии.
Вывод членов комиссии был единодушным — командир действовал грамотно, правильно, решительно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Всю команду также представили к государственным наградам: офицеров и мичманов, а также всех погибших, независимо от воинского звания, наградили орденом Красной Звезды, оставшихся в живых матросов — медалью Ушакова.
13 февраля 1971 года исключена из состава ВМФ.
Именами командира «К-8» В. Б. Бессонова и корабельного врача А. М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха. В Гремихе же, в 1974 году, памяти погибших моряков воздвигнут монумент работы скульпторов Малютина А. И. и Бесчастной О. Я. Монументальная композиция, вписанная в круг, символизирующий шпангоут корабля, в том числе запечатлевает момент подвига корабельного врача Соловья А. М.
Имя В. Б. Бессонова присвоено средней школе № 1 г. Льгова Курской области.
Список погибших на АПЛ К-8 12 апреля 1970 года
Астахов В. Н.
старший матрос
Бессонов В. Б.
командир АПЛ,
капитан 2 ранга
Блещенков А. И.
мичман
Бурцев Н. С.
старший матрос
Бусарев А. С.
старшина 1 статьи
Гатаулин Р. Г.
старшина 2 статьи
Гусев М. Б.
инженер-старший лейтенант
Девяткин В. Н.
матрос
Деревянко Л. Н.
мичман
Добрынин В. И.
главный старшина
Ермакович П. С.
мичман
Инамуков Б. И.
старший матрос
Кирин А. М.
старший матрос
Колесников В. А.
старший матрос
Комков Н. А.
старший матрос
Коровин Н. М.
матрос
Кузнеченко И. Б.
инженер-капитан-лейтенант
Кузовков В. И.
матрос
Кулаков А. А.
старший матрос
Кулаков В. Г.
мичман
Кульш А. С.
матрос
Лавриченко А. Н.
инженер-старший лейтенант
Леонов В. В.
главный старшина
Лисин А. И.
инженер-капитан-лейтенант
Маевский В. Н.
мичман
Мажута Ю. А.
старший матрос
Мартынов Л. Ф.
мичман
Мищенко В. М.
старший матрос
Паньков Е. В.
старший матрос
Петров Е. А.
мичман
Печерских Ю. Ф.
матрос
Полежаев Ю. П.
старший лейтенант
Поликарпов А. В.
инженер-капитан-лейтенант
Рубеко В. П.
инженер-капитан 3 ранга
Савоник В. В.
главный старшина
Самсонов Е. А.
матрос
Соловей А. М.
капитан мед. службы
(н-ик медслужбы)
Ткачев В. А.
капитан 2 ранга
(ст. пом. командира АПЛ)
Устенко А. А.
мичман
Федоров Е. Г.
старшина 1 статьи
Фрешер К. Г.
матрос
Фролов В. Ф.
матрос
Хаславский В. Г.
инженер-капитан 3 ранга
Чекмарев Л. Б.
старшина 1 статьи
Чугунов Г. Н.
инженер-старший лейтенант
Чудинов А. С.
инженер-капитан-лейтенант
Шабанов В. А.
л-нт
(командир минно-торпедной гр.)
Шевцов В. И.
инженер-лейтенант
Шишаев А. П.
матрос
Шмаков Н. В.
старший лейтенант
(командир БЧ-1)
Шостаковский Г. В.
инженер-старший лейтенант
Ясько Н. Ф.
инженер-капитан- лейтенант
Основные характеристики
Тип корабля
ПЛАТ
Разработчик проекта
627А «Кит»
Обозначение проекта
Классификация НАТО
«November» |
Скорость (надводная)
15,5 узлов
Скорость (подводная)
30 узлов
Рабочая глубина погружения
300 м
Экипаж
104 человека
Размеры
Длина наибольшая
(по КВЛ)
107,4 м
Ширина корпуса наиб.
7,96 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
5,65 м