Историческая справка

«Ленинский комсомол» или Б-3, первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии.

Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Именное наименование «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы была переклассифицирована из крейсерской в большую, сменив действительное наименование К-3 на Б-3.

Лодка была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254.

1961 год — первая боевая служба в Атлантическом океане.

июль 1962 года — впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса.

17 июля 1962 года — впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР.

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно. Именно опытный и готовый к ремонтам экипаж, по мнению Осипенко и Жильцова, был основной причиной того, что в поход на полюс пошла именно эта, пусть и не вполне исправная, лодка, а не более новые АПЛ того же проекта. Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Их фактический ресурс, при бережном обращении, составлял примерно 3000 часов, после чего риск опасной течи сильно возрастал. Сказывался и повышенный, по сравнению с другими лодками проекта, уровень радиоактивности воды первого контура, и большое количество сварных швов, оставшихся из-за бессчетных переделок. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом — облучались даже коки. Лучевая болезнь и иные последствия облучения среди членов экипажа были почти обычным делом. Известен случай, когда после очередной течи парогенератора возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Из соображений секретности, многим пострадавшим в медицинскую историю записывались ложные диагнозы.

За 50 лет атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» командовали 11 командиров: Л. Г. Осипенко, Л. М. Жильцов, Г. С. Первушин, Ю. Ф. Степанов, А. Я. Жуков, А. Н. Базько, А. А. Растворов, О. В. Бурцев, С. В. Мурашов. Л. В. Бондаренко, Е. А. Фёдоров. А. В. Тищенко.

Леонид Осипенко и Лев Жильцов стали контр-адмиралами и Героями Советского Союза, Анатолий Жуков — начальником штаба 3-й дивизии подводных лодок Северного флота, а Олег Бурцев — вице-адмиралом.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Сергеевича Левитина первая советская атомная подводная лодка должна была быть переоборудована в музей. В КБ «Малахит» разработан проект переоборудования в плавучий музей.

Затем лодку решили утилизировать до конца 2013 года на судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область).

Впоследствии было снова принято иное решение. По состоянию на конец 2013 года вырезанный реакторный отсек заменен другим, с выгруженным ядерным топливом. По состоянию на 19 марта 2019 года, на лодке завершены работы по конвертации: заварены все забортные отверстия. Лодка спущена на воду в акватории судоремонтного завода «Нерпа». По состоянию на 20 августа 2019 года ожидает решения по финансированию для переоборудования в музей.

На Северном полюсе

Летом 1962 г. перед экипажем подводной лодки Ленинский комсомол была поставлена задача, следуя под толщей арктического льда, достичь Северного полюса. Задание было трудным и опасным. Моряки знали: если что-то произойдет с механизмами в районе полюса, возможность всплытия поначалу исключалась. Но подводники верили в отечественную технику, созданную руками советских рабочих, верили друг в друга». И полюс был покорен.

17 июля 1962 года в 6:50 по московскому времени советская атомная подводная лодка прошла «под полюсом». Потом в районе полюса было всплытие. По очереди моряки сошли «в увольнение» на лед. Командир подлодки писал: «Мы чувствовали себя вполне уверенно вблизи могучего атомохода, доставившего нас к центру ледяной короны планеты».

Атомоход Ленинский комсомол в ту пору уже был легендой ВМФ. Именно эта лодка 17 июля 1962 года впервые в истории советского флота достигла Северного полюса. Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба. Мало кто вообще верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Именно с этого момента СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями. И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны. Но экипаж К-3 сделал это!

Обстоятельства аварии

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек. Взрыва торпед, а среди них были и торпеды с атомными боевыми частями, удалось избежать. Лодка самостоятельно вернулась в базу. Причиной аварии была плохая уплотнительная прокладка в штуцере гидравлической машинки. Вместо штатного медного кольца в системе, работающей под большим давлением, стояла прокладка из паронита (пластик с асбестом). Возникла утечка, вытекшая огнеопасная гидравлическая жидкость воспламенились, предположительно, от электрического фонаря, на лампочке которого не было штатного защитного колпака. После этих трагических событий командир субмарины Юрий Степанов был списан на берег, а новым командиром стал Анатолий Жуков.

Капитан I ранга в запасе Александр Лесков. В том походе был вахтенным офицером, помощником командира.

Командир лодки Юрий Степанов при попытке отдраить верхний рубочный люк получил тяжелую травму головы, потерял сознание, и командование подводной лодкой принял помощник командира капитан-лейтенант Александр Лесков. Он успел дать сигнал по флоту об аварии подводной лодки, произвести экстренное всплытие с глубины двести метров. В 1 час 59 мин Лесков скомандовал: — Личному составу центрального поста покинуть отсек и подняться на мостик…

В этот момент зазвонил корабельный телефон: — Товарищ капитан-лейтенант, спасите меня, пожалуйста! — услышал Лесков голос шифровальщика Алексея Буторина. Ему удалось закрыться в герметичном шифрпосту второго отсека.

— Держись, мичман, мы обязательно тебя спасем, — теряя сознание от отравления угарным газом, прошептал Лесков. Он сознательно не надевал индивидуальные средств защиты — в противогазе не покомандуешь, тут уж либо себя спасай, либо лодку — и знал, что погибает. Однако он очнулся — через пять суток в госпитале Североморска. А до мичмана помощь не дошла, Буторин задохнулся.

Командир лодки был тяжело ранен, все три вахтенных офицера, штурман получили отравления продуктами горения и находились без сознания. В этих условиях командир 1 дивизиона капитан 3 ранга Юрий Некрасов принял командование субмариной на себя. Через десять минут после того, как центральный пост перестал отвечать на вызовы, по его приказу в четвертом отсеке была сформирована аварийная команда.

Решением экспертного совета от 30 июля 2012 года единогласно было принято: «действия экипажа по локализации аварии на АПЛ К-3 предотвратили гибель корабля и техногенную катастрофу. Личный состав проявил профессионализм, героизм, мужество и отвагу, достоин представления к награждению государственными наградами».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева, подписанным 1 сентября 2014 года, спустя 47 лет после аварии, орденами Мужества награждены посмертно все 39 погибших подводников.

Александр Лесков и Юрий Некрасов представлены к званию Герой России.

Список погибших на АПЛ К-3
8 сентября 1967 года

Богачев Владимир Михайлович

матрос

Богачев Николай Михайлович

старшина 1 статьи

Боглаев Сергей Федорович

старший матрос

Буторин Алексей Алексеевич

мичман

Вечерин Игорь Васильевич

старшина 1 статьи

Воробьев Александр Васильевич

старший мтарос

Гайвас Аркадий Константинович

старшина 2 статьи

Гайдай Сергей Никитович

старшина 2 статьи

Ганин Геннадий Иванович

капитан-лейтенант

Гарагонич Юрий Иванович

старшина 2 статьи

Горшков Сергей Федорович

капитан 2 ранга

Гурин Виктор Михайлович

лейтенант

Гурьев Николай Николаевич

старшина 2 статьи

Зацепин Николай Михайлович

старшина 2 статьи

Иванов Анатолий Иванович

старшина 2 статьи

Кисловский Геннадий Иванович

старшина 2 статьи

Клименчук Владимир Николаевич

матрос

Коморкин Лев Федорович

капитан 3 ранга

Коровин Александр Васильевич

матрос

Кузьмицкий Виктор Анатольевич

матрос

Кутепов Анатолий Александрович

матрос

Лаврушкин Владимир Петрович

старший матрос

Маляр Анатолий Алексеевич

капитан-л-нт-инженер

Михнин Владимир Яковлевич

главный старшина

Мусатов Владимир Иванович

мичман

Осипчук Александр Степанович

матрос

Пасталатий Виктор Федорович

матрос

Петреченко Александр Иванович

лейтенант

Пузевич Константин Николаевич

старшина 2 статьи

Розанов Валерий Николаевич

старшина 2 статьи

Романов Владимир Николаевич

матрос

Романцов Борис Митрофанович

главный старшина

Слугин Мхаил Иванович

старшина 2 статьи

Смирнов Валентин Николаевич

капитан-л-нт-инженер

Соболев Николай Петрович

старший матрос

Тарабанов Виктор Иванович

старший матрос

Таранов Владимир Георгиевич

старшина 2 статьи

Юзефович Петр Иосифович

старшина 2 статьи

Ярошевич Владимир Николаевич

старший матрос

Основные характеристики

Тип корабля

ПЛАТ

Обозначение проекта

627 «Кит»

Разработчик проекта

СКБ № 143

Главный конструктор

В. Н. Перегудов

Классификация НАТО

«November»

Скорость (надводная)

15,5 узлов

Скорость (подводная)

30 узлов

Рабочая глубина погружения

300 м

Автономность плавания

50—60 суток

Экипаж

  104 человека

Размеры

Водозамещение надводное

3065 т

Водозамещение подводное

4750 т

Длина наибольшая
(по КВЛ)

107,4 м

Ширина корпуса наиб.

7,96 м

Средняя осадка
(по КВЛ)

5,65 м

Закрыть меню